У берегов Отчизны дальней

ПУТЬ К ПРИЧАЛУ

Неожиданное, но весьма приятное новшество появилось в сервисном обслуживании жителей посёлка Байкал. Если вы опоздали на рейс паромной переправы, то можете вызвать водное такси, а не томиться ожиданием в течение длительного времени. Ведь промежуток между рейсами транспорта «Байкальские воды», следующего по маршруту: пристань Рогатка в Листвянке — порт Байкал составляет пять часов. А скоро, говорят портбайкальцы, не будет и этого — во второй половине сентября переправа лишится ещё одного рейса, а к зиме их останется вообще всего пара. Поэтому лодочное такси как нельзя кстати, особенно в день юбилея посёлка Байкал, которому исполнился век с четвертью.

В минувшую субботу гости спешили в порт разными путями: кто-то приехал на поезде по древней Кругобайкалке, иные добирались на маршрутках и собственных автомобилях через паромную переправу, артистов районного Дома культуры «Перевал» привез специализированный микроавтобус, районное же руководство Слюдянки прибыло на персональном катере.

Ну, а незадачливым путешественникам, поздно встающим и не имеющим привилегий, досталась уже упоминавшаяся лодочная прогулка. При довольно приличной волне, когда шлюпка то встаёт на дыбы, то готова, кажется, провалиться в пучину морскую, подобное передвижение становится романтичным и весьма захватывающим для его участников. Можно было попробовать воспользоваться служебным положением и напроситься в команду катера «Минин», курсирующего между двумя берегами. Однажды, в бытность ещё капитаном на «Минине» В.В. Чемоданова, жаль, рано ушедшего из жизни, мне довелось воспользоваться услугами спецрейса. Однако нынче на подобный шаг я не решился, а то пошлют меня речники, как припозднившегося, куда подальше, а тут – праздник, и портить настроение себе и людям как-то не с руки.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Вот как описывает порт Байкал начала 20-го века историк Герман Романов в своей книге «Спасти Колчака»: «… главным здесь был порт, а отнюдь не железнодорожная станция. Вскоре морские сооружения открылись во всей красе. Порт впечатлял – длинная дамба, маяк, какие-то портовые сооружения. То была знаменитая ледовая переправа от этого порта до станций Танхой и Мысовая на той стороне моря. Именно моря, назвать Байкал озером у многих язык не поворачивался».

Действительно, и сегодня, как многие времена назад, приморская панорама посёлка ошеломляет, здесь понимаешь в самом деле, что Байкал – это море. Необыкновенно синий цвет воды и множество, как отмечалось уже не раз, снующих по акватории разнообразных судов и судёнышек производят впечатление именно безграничного морского простора. Здесь на этом благословенном кусочке земли и поселились первые жители посёлка Байкал, называвшиеся строителями-первопроходцами Кругобайкальской железной дороги. Они отвоевали у скалистых гор ровную площадку, где и заложили станцию, портовые сооружения и сопутствующее им людское поселение.

Посёлок Байкал оказался не только базовой станцией, откуда путейцы повели наступление на неприступные байкальские утёсы, чтобы продолжить железную дорогу дальше – к Великому океану. Долгое время порт служил перевалочным звеном меж двумя берегами озера-моря, пока не построили Кругобайкальскую железную дорогу. Два ледокола «Байкал» и «Ангара», изготовленные в Англии и собранные на верфи в Листвиничном, обеспечивали железнодорожные перевозки по воде: первый принимал на борт целый эшелон – 25 вагонов и паровоз, а второй транспортировал до трёх сотен пассажиров. Обратимся вновь к историческим хроникам Германа Романова, в которых повествуется о том, что и с открытием сквозного движения вдоль южной оконечности озера услуги паромной переправы не остались забытыми.

«Да оно и понятно, – пишет Герман Иванович, – пока поезд дойдёт от порта до Мысовой вокруг Байкала, с бункеровкой паровоза углём и водой через каждую сотню вёрст (а там полтысячи с лишком километров), то ледокол три перехода совершит туда и обратно в 70 вёрст, да ещё с погрузкой и разгрузкой». Одним словом, порт Байкал во многие времена являлся опорным пунктом освоения и развития Сибирско-Дальневосточного края, а численность его населения в разные времена колебалась от полутора тысяч середины 70-х годов до 537 человек на 25 августа 2012 года. В этот-то день коренные и оседлые жители (остальное население – гастарбайтеры) и отпраздновали 125-летний юбилей родного посёлка.

ЕСЛИ ЗВЁЗДЫ ЗАЖИГАЮТ…

Проведение Дня посёлка стало в порту традиционным, и каждый раз собирает множество жителей на торжества, но нынешний праздник выдался совершенно необычным. Собственно, место встречи портбайкальцев и программа проведения мероприятия не претерпели существенных изменений, но нынче особый дух дружелюбия царил над зеленой приклубной поляной. Да и новшества всё же случились: это роскошный стол, накрытый для жителей на изумрудной лужайке, красочный фейерверк и поздравления мэра района А.В. Должикова. Андрей Владимирович также вручил директору СДК Евгении Петровне Сергеевой подарок для клуба и поделился воспоминаниями о временах своей юности, проведённой в портовом посёлке.

В свою очередь клубные работники и участники местной самодеятельности порадовали гостей праздника интересной программой и своеобразным благодарением заслуженных жителей посёлка. В честь рабочих коллективов, ветеранов труда, долгожителей, новорождённых зажигались звёзды и вручались подарки. В нынешнем году в посёлке появились совсем юные граждане Феликс Зыкин, Настя Молчанова, Костя Нечаев, Лера Моргунова. И, напротив, старейшая жительница порта Байкал Ольга Григорьевна Евтюхина отметила нынче 85-летний юбилей, 80 лет исполнилось Валентине Николаевне Головановой, а всего юбиляров, включая и пятидесятилетних, в посёлке 35 человек. Известны здесь старейшины: Мария Наумовна Евтюхина, Екатерина Савельевна Кутявина, Владимир Фомич Чемоданов и другие.

Весьма любопытный факт привела на празднике Евгения Петровна, сообщив, что в этом году в посёлке зарегистрирован один брак, однако возраст молодожёнов за шестьдесят. Но стоит только приветствовать такой союз, сказала Женя, ведь любви все возрасты покорны. Немало в порту и молодых семей, которые успешно пополняют статистику рождаемости, и добрый пример в этом подаёт глава администрации поселения Полина Владимировна Казакова – мама троих малышей. И, конечно, чего никак не отнимешь у Полины, так это представительной стати: настоящая русская женщина! И вообще, красавиц в портовом посёлке немерено, взгляните хотя бы на Регину Кунц – неподражаемую юную прелесть.

Ну, а самодеятельные актёры районного Дома культуры, порадовавшие участников праздника концертной программой, как всегда блистали и своим творчеством, и внешним видом: разумеется, это прекрасный пол. Ведущая концерта Елена Селиванова и певуньи Ирина Рудь и Юлия Орлова продемонстрировали высокую эстетику актёрских взаимоотношений со зрителями, показав, что и на представлении в глубинке необходимо выглядеть равно как и в столичном городе. И, конечно, очень душевно, как-то по-родственному отвела праздник Евгения Сергеева, кстати, вместе со своей дочуркой, говорливой Сашенькой. Большую помощь оказали родному посёлку местные предприниматели, выступившие меценатами материального обеспечения праздника. Это В.И. Сагдеев, А.И. Фенин, В.И. Погадев, Н. И. Симакова и другие отзывчивые люди. Ведь как сказал поэт: «Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!»

ЭПИЛОГ

Судьба Портбайкальского городского поселения, как душа неприкаянного грешника, никак не может обрести устойчивого положения, стабильной причальной стенки. Потеряв с 1957 года статус объединённого транспортного узла, посёлок сосредоточил свои усилия на работе в составе Восточно-Сибирского речного пароходства. В ту пору порт имел наитеснейшие взаимоотношения с хозяйственно-экономическим потенциалом Слюдянского района. Буксировка сигарных плотов с лесом, главным потребителем которых являлся БЦБК, составляла львиную долю объёма грузоперевозок флота порта Байкал. В начале 70-х годов из всего грузооборота, осуществляемого портовым хозяйством, 90 процентов приходилось на перевозку древесины в плотах. Однако экологические проблемы, а также потери леса (до пяти тысяч кубов) при штормовых пертурбациях буксируемых плотов поставили крест на молевом сплаве леса.

Сегодня самые разнообразные слухи гуляют в портовом народе, в том числе и о прокладке дороги от города Шелехова до посёлка Байкал. В случае осуществления подобного проекта тихая гавань станет шумной базой отдыха промышленных предприятий города металлургов и, возможно, отойдёт к Шелеховскому району. С точки зрения слюдянцев, такое событие явится печальным фактом, ведь за сто с лишним лет мы переплелись корнями как экономическими, так и общественными. Всякий раз, посещая далёкий порт, а это как ни крути 180 км по шоссе, или шесть часов по железной дороге, попадаешь будто к себе домой. До боли знакомы приветливые портбайкальские улочки, многочисленные суда, покачивающиеся на байкальской волне, и, конечно, люди, многие из которых воспринимаются словно родные.

Но не только на праздниках приходится нам встречаться, случаются и суровые будни, после которых некоторым ответственным лицам и появляться-то на портбайкальском рейде опасно. Вполне возможно списать потери личного состава на неизбежный процент убыли во время дальнего морского похода. Но народ в посёлке Байкал не злобивый, а напротив, очень радушный, что и подтвердил необычайно теплый приём гостей прошедшего юбилейного праздника. Спасибо вам, добрые люди, счастья и благоденствия легендарному посёлку вашему, что с именем Байкал!

Виктор ЕРМОЛАЕВ.

Метки:, , , , , , ,

Комментарии закрыты.