Не помяни имя всуе

Установка-крестаПрошедшим летом поинтересовался я у тибельтинских жителей необходимостью открытия в их селе православного храма. «А как же, – ответила мне от имени односельчан моя давняя знакомая Галина Фёдоровна, – у нас крещёных много, и церковь в Тибельтях нужна так же, как питьевая вода!» «Да, но крещёный человек – не обязательно верующий, – возразил я самой интеллектуальной женщине старинного сибирского села, – а2 духовным промыслом отмечен тот, кто соблюдает заповеди Божьи: не убий, не укради, не пожелай жены ближнего своего…» «Ой, а у нас желают, – всплеснула руками Галина Фёдоровна, – да ещё как желают!»
Приведённый диалог к тому, что вера – в душе человека, а не во внешних её атрибутах, и Бог – это совесть верующего, с которой он сверяет свои поступки. Не зря сказано: каждому воздастся по делам и вере его. Поэт Владимир Маяковский не состоял в коммунистической партии, но являлся ведущим её глашатаем. Напротив, коммунист номер один Иосиф Сталин дал добро (по устным преданиям) на ритуал крестного хода иконы Казанской Божьей матери во спасение Москвы в октябре 1941 года. И кто скажет, чьё вероисповедание более истинное – православие, ислам или буддизм?! И надо ли бравировать верой, ведь упоминание без надобности имени Божьего – грех!
Разгоревшиеся страсти по установке христианских крестов на территории Слюдянки никогда не придут к единому нравственному знаменателю. Всегда найдутся те, кто «за» и «против», в последнем случае такие люди могут оказаться и в среде православных верующих. Но давайте посмотрим на возникшую коллизию не с эмоциональной, а с правовой позиции, что же сообщают по этому поводу городские власти. Прежде чем сооружать что-либо на любом участке суши, необходимо согласовать эти действия с распорядителем земли, в нашем случае – с районным комитетом по землепользованию (КУМИ). Далее существуют районный и городской отделы архитектуры, отвечающие за общий дизайн слюдянских улиц и дворов, по изменению облика которых тоже желателен творческий совет.
А в целом установку любых геральдических знаков уполномочен определять законодательный орган власти – Слюдянская городская дума. Её решение – окончательный и юридически правомочный вердикт, определяющий сбалансированность противостояния народного творчества и юстиции. Право совещательного голоса могут иметь городские жители, на основе опроса которых Общественная палата сформулирует рекомендательное мнение для сведения депутатского корпуса. Понятно, что обозначенных шагов инициативная группа по установке крестов, а это преимущественно слюдянское казачество, не совершала и, стало быть, её действия лишены правовой базы. Существует, однако, стихийный порыв, когда любые подвижки оправдываются революционной целесообразностью.
Эта противоречащая юстиции философская категория легла в основу разрушения церквей в советское время и сноса его символов в постперестроечные годы. Но любой даже средней руки юрист квалифицирует подобные деяния по меньшей мере как хулиганство, тем паче что ниспровергатели кумиров имели смутное представление о роли личности, например В.И. Ленина, в отечественной истории. Впрочем, и сегодня нет однозначного мнения о вожде пролетариата, так зачем же крушить созданное не твоими, растущими из одного места, руками? Что же тогда говорить о братьях Похабовых или символах христианской веры, наверняка в обеих дискутирующих сторонах найдутся те, кто и Библии-то в руках не держал.
Разумеется, снос уже установленных крестов будет расцениваться как акт вандализма, хотя, если дать отмашку, желающие поднять руку на кредо христианской веры появятся тотчас же. Другое дело, что порочную практику самостийности необходимо пресечь и впредь ввести подобные действия в правовое русло, и не формально. Вот култукское кладбище закрыто для захоронения уже без малого полвека, а друзья и близкие всё несут и несут покойных под окна и двери поселковых жилищ. И ещё один момент, связанный с общей культурой и проявившийся в дискуссии, – это обозначение горняцкого предместья безликим словом «Квартал». Один из лучших городских микрорайонов носит официальное наименование «Перевал», и это редчайший и, очевидно, весьма своеобразный символ в топонимике всей Восточной Сибири. А низкая культура речи, как известно, подрывает доверие и в целом к уровню мышления оппонента.

Виктор ЕРМОЛАЕВ

На снимке: символ христианства на берегу Похабихи.

Комментарии закрыты.