Слона-то я и не приметил

Baikal_kartochka

Изображение этой скалы в начале 20-го века не печатал только ленивый. Вот перечень найденных мной издателей такой открытки: магазин «Полиграф», магазин Макушина и Посохина, ТД Хахаев, «Шерер, Набгольц и Ко», Д.П. Ефимов, т-во «Контрагент печати», T. D. Chachaev, Акционерное общество Гринберга в Стокгольме (цветная) и несколько неизвестных, то есть без указания автора. Перед вами сравнительно редкое издание Р.А. Лейбовича, иркутского 2-й гильдии купца, имевшего типографию в 1900-1901 гг., футлярную мастерскую и фабрику каучуковых штемпелей в 1908-1915-х в доме по Большой улице, 18, и по известной традиции жившего в этом же доме. Если не ошибаюсь, не сохранившемся, ибо не по современному же адресу по улице Карла Маркса, 18, где есть зоомагазин и суши-бар, имел Рафаил Алексеевич свой маленький гешефт. Но таки в центре города Иркутска.
ObiavaОчень жаль, если не сохранилось имя смельчака-фотографа, который добрался (вернее всего, на лодке) под скалу, и, стоя по колено в воде, выбрал оригинальный ракурс, растиражированный на весь мир. Чудо природы настолько грандиозно, что затмевает всё кругом, и никому в голову не приходит смотреть, кроме Хобота, на что-то ещё, в том числе и на расположенный на заднем плане Шаманский мыс. Но достаточно вооружиться обыкновенной лупой, чтобы открыть вековую тайну: на Шаманском мысе воздвигнут поклонный крест!
По-над берегом тянется изгородь. Она не для покосов и выгула скота – Святое место предназначено для молебнов. И за упокой души невернувшихся рыбаков, и за благословлением, совсем по-есенински – «чтоб с рыбой невода»…
Валерьян Степанович Житенёв сделал подобный открыточному снимок в 1927 году. И нетрудно догадаться, что на фото поклонного креста уже нет. Сам Хобот, представлявший собой скальные пласты, наклонно уходящие в воду и промытые у основания, простоял недолго. Хотя местные жители и приписывали ему целебные свойства и верили, что достаточно пройти через отверстие в этой скале, чтобы избавиться от болезней. Скала была взорвана в 30-х годах при добыче известняка и щебёнки…
Давно прошло время воинствующего атеизма, и сейчас ничто не мешает восстановить попранную православную святыню.
А если кто «не в курсе», то стоит поведать, что само начало распространения христианства на Руси, по церковному преданию, связывают с воздвижением креста святым апостолом Андреем Первозванным «на Киевских горах». То есть уже тогда была заложена традиция установки подобных крестов на возвышенном, издалека видимом для всех месте. Такой поклонный крест можно было бы назвать миссионерским, так как он неразрывно связан с той миссионерской функцией, которую возложил на апостолов сам Иисус Христос: «И так идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Иногда есть необходимость освятить место какого-то события, но нет возможности построить там часовню или храм. Тогда делают поклонный крест, чтобы любой проходящий, проезжающий мог здесь остановиться и помолиться. Как правило, поклонный крест делался деревянным или каменным, реже металлическим и достаточно высоким (в нашем случае и 10 метров будет мало), что особенно требуется для приметных крестов. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Поклонные кресты не ставят там, где над ними легко могут надругаться. Кресты – для верующих, а не вопреки неверующим. И верим мы в Бога для спасения души, а не вопреки дьяволу.
Ну, стало быть, аминь.

Сергей БУТАКОВ

Использованы свободно доступные сведения из интернета

P.S.: судя по рекламе в газете «Сибирь» за 31 декабря 1909 года, в те богобоязненные времена с милостью Божьей на Байкале всем всего хватало.

Комментарии закрыты.