СНОВА В ШКОЛУ

Через три дня прозвенит первый школьный звонок и новый учебный год вступит в свои права. Незадолго до этого события ваш корреспондент задал несколько вопросов должностным лицам от народного образования области и района. И первым из них обозначился кадровый вопрос, ведь по районной статистике средний возраст школьных учителей составляет 54 года, и это, в основном, женщины. Как привлечь в школу молодые кадры, а главное – педагогов-мужчин?

ОНИ НЕСЛИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Недавно ушёл из жизни В.Ф. Филиппов, последний из директоров-мужчин учебных заведений прошлого века нашего района. В то время все должности руководителей школ занимали мужчины, со многими из них я был знаком, а с Иваном Романовичем Пендриковым мы нередко вступали в дискуссии по разным вопросам бытия. Если ещё обернуться назад от сегодняшнего времени более чем на полвека, то могу вспомнить педагогов, учивших меня. Когда я в сегодняшних беседах привожу долю учителей в соотношении к учительницам в две трети, собеседники мне не верят. Поэтому попредметно: математика, физика, история и обществоведение, география, физкультура, машиноведение и даже учитель иностранного языка. К нему я, правда, не попал, но сегодня вы днём с огнём не сыщете «англичанина» в наших классных аудиториях.
Достоинство мужского контингента ещё в том, что чувствовалась сильная рука, и послать куда подальше учителя, как подобное случается в нынешних школах, для лбов-старшеклассников «не катило». Помнится, во время летнего похода девчоночий шалаш (палаток никаких тогда не было) подрубил злоумышленник, и учитель физики на практике продемонстрировал ему закон инерции. Никто не призывает ныне к физической расправе со школьными оболтусами, но учителей-мужчин, независимо от знания предмета, тогда уважали все. А если ещё он кладезь ума и компетентности, то такого педагога безумно любили, как нашего учителя истории Михаила Леонтьевича Дамешека. Он – легендарный персонаж повести писателя В. Курочкина «На войне как на войне» и одноимённого кинофильма. Его уроки мы слушали, раскрыв рты: ничего подобного я потом не встречал ни во флотской учебке, ни в училище, ни в институте. И не зря в честь М.Л. Дамешека – директора и преподавателя истории Боханской средней школы – на её здании установлена мемориальная доска.
Очень отрадно, что поселковую школу в Култуке возглавил А.А. Шипилов, образованный педагог и воспитанный человек. Замечательно, что здесь три десятка лет работает Павел Сергеевич Гончаров – умница. Немало в школе №7 и толковых учителей прекрасного пола, но рано или поздно им нужна замена, и средний возраст в 54 года соотносится в немалой степени и с педколлективом старинного посёлка. Но на вопрос, как утолить кадровый голод, никто из начальства от образования – областного ли, районного – ничего конструктивного предложить не смог. Не спасает положение и средняя зарплата учителей по району в 30,25 тысячи рублей, которая даже выше областного показателя. К тому же в одной из школ мне пояснили, что такое жалованье получает педагог высшей квалификации, с многолетним стажем, работающий, как правило, на две ставки. И даже обеспеченность жилплощадью, а в том же Култуке зарезервирована квартира для учителей, не выравнивает ситуацию – мужики в школу не идут.

ПОМОЖЕТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ?

Говорят, что школе могут помочь общественники, в частности на ниве просветительно-массовой работы и физической культуры. Те же родители, что прошли срочную службу в армии, научили бы ребят строевому шагу, который военные называют вторым балетом. Ведь смотреть больно глазам на прохождение некоторых юниорских коробок во время торжественного марша в парке «Перевал». Но вот на дверях наших школ красуется предупреждение, что посторонним вход запрещён, а в железнодорожном интернате пошли ещё дальше, не разрешив появляться здесь даже родителям. «Ну, что вы, – говорят мне наши педагоги, – не дай бог случиться чему-нибудь, хотя бы на школьном дворе, – это ж ЧП областного масштаба!» Наверное, коли в ответ на мою жалобу (затмение на меня тогда нашло) в районный отдел народного образования я услышал нравоучительную сентенцию: «У маньяка Чикатило тоже были положительные характеристики…»
Читатели скажут, что я сгущаю краски? Ничуть! В одной из школ Слюдянки мне предложили вместо журналистского удостоверения принести паспорт, с которым вахтёр проводит вашего корреспондента к директору. А тот идентифицирует (именно так выразился страж) мою личность с документом, и тогда в канцелярии выпишут пропуск, но не для похода по школьным коридорам, а обратно на вахту. Там анкетные данные впишут в журнал посетителей, и сие историческое событие я собственноручно завизирую, а только тогда меня и проводят куда надо. От такой «тёплой» встречи веет холодом полицейского протокола, и сразу же вспоминается бессмертный Михаил Булгаков: «Профессор, вы посидите здесь минуточку, а я только сбегаю за угол, звякну по телефону, а потом мы вас и проводим, куда вы хотите». Добро бы в Слюдянке, но ведь и в Култуке, где я знаю многих вахтёров с пелёнок, с меня иногда требуют едва ли не метрики. Так какой же активист-общественник пойдёт в школу?!

ШИРОТА КРЫМСКАЯ

Среди прочих меня мучает и вопрос о соответствии проекта здания култукской школы природным сибирским условиям. Разговора на эту тему все старательно избегают, да и то сказать: мы так долго ждали обещанного дома просвещения, столь красочным дворцом предстал он наяву, что ни о каких претензиях к зодчим не могло идти и речи. Ныне, когда в середине августа областная делегация пошла по этажам школы №7, я участвовать в этом зрелище отказался. А чуть позже прошёл по маршруту в одиночку, обнаружив на втором этаже отвалившуюся с потолка плитку и сырость стен и даже размытую до оврага улицу Партизанскую. Это результат ливневой канализации, а ведь по проторенной годами школьной тропинке дети пойдут 1 сентября на линейку Дня знаний, равно как и по улице Победы, оставленной строителями пыльным ухабистым просёлком. Не предусмотрено проектом и оборудование автомобильных стоянок, как же тогда собирались сделать помпезный актовый зал школы местом культурного общения култучан?
Аудитория для торжественных встреч впечатляет, но вся его огромная кубатура открыта северо-западным култукским ветрам. Даже в прошедшую, сиротскую, зиму котельная едва справлялась с нагрузкой, подвергаясь незапланированным остановам. По проекту подача электроэнергии страхуется двумя запасными технологическими объектами: дизель-генераторной установкой и аварийной подстанцией. Ни то, ни другое в эксплуатации не задействовано, а ещё у котельной есть дополнительные конструктивные сюрпризы, которые обязательно «вылезут» в случае непредвиденной морозной погоды. Говорят, что проект здания култукской школы рассчитан на зоны мягкого микроклимата, каковым является наше Южное Прибайкалье. Возможно, это применимо к Слюдянке или Байкальску, но в култукской аэродинамической трубе человеку пришлому спится плохо. Особенно, когда «поёт она плакидой сволочь вьюга» (С.А. Есенин).

СВЕТЛА МОЯ ПЕЧАЛЬ

Многое, конечно, зависит в школьной жизни от воспитателя, который использует любую возможность, чтобы сеять
разумное, доброе, вечное. В открытой мне второй школе я частый гость, провёл с десяток классных часов, приобщая ребят к правилам хорошего тона, музыкальной культуре и классической литературе, истории родного края. Полагаю, что приношу больше пользы, нежели вреда делу воспитания малых чад, а иначе давно бы попятили меня из стен учебного заведения. В этом плане я благодарен педагогу Галине Николаевне
Ерофеевой, которая свела меня с перевальской школой, как впоследствии и с «полтинником». Такой учитель понимает, что необходимо использовать все возможности для воспитательной деятельности и пропаганды добрых дел. В этом же ключе видит своё предназначение Елена Владимировна Селиванова – педагог внеклассной работы слюдянской школы №49, жаль только, что не всегда откликаюсь я на её предложения взаимного сотрудничества.
И всё же школа – это оазис среди повседневной суеты сует, здесь в полной мере осознаёшь, что человек – существо разумное. Атмосфера, в которой сам становишься немного чище и благороднее, а общение с детьми одухотворяет, и, как изрекал Остап Бендер, совсем не скучно становится жить. Ну, а нашим учителям необходимо ставить памятники при жизни. Пусть не святые они, но труд их тяжек, и на этом пути немало как лавровых ветвей, так и терний. В любом учреждении просвещения есть свои достоинства и недостатки, но главное – все они с математическим знаком плюс. Хотя не согласен я с раздельным обучением в старейшей школе №50, но бывать там нравится, и стиль жизни в ней чем-то похож на лицейский. Вторая школа – более патриархальная, потому чувствуешь себя здесь в домашней обстановке, а в култукском учебном заведении понимаешь, что ты такой же, типично русский человек. Потому, наверное, большинство вопросов народного образования остаются пока простой российской риторикой.

Виктор ЕРМОЛАЕВ

Комментарии закрыты.