Возвращение в детство

Спонтанно, но очень дружно коллектив редакции «Байкал-новостей» в прошедшую субботу выбрался на отдых в Тункинскую долину. Раньше мы всё только мечтали: надо бы съездить в Аршан, тем более что наша молодая сотрудница Олеся Куриганова там ни разу не была. Хотелось показать ей красоту этого Богом поцелованного края, куда летом устремляются многие наши земляки и туристы со всей страны и из-за рубежа. Но наш компьютерный бог Игорь Вахничев неожиданно смешал все планы. Он решил вместе с нами вернуться в свое детство. Еще будучи десятилетним ребенком, Игорь ездил с дедушкой и бабушкой на минеральные источники, расположенные в удаленном от вездесущих туристов местечке под названием Хонгор-Уула. Яркие приятные впечатления от той далекой поездки сохранились в его душе до сих пор, и, похоже, нашему коллеге очень хотелось, чтобы и мы испытали подобное счастье.

vona_gdeВ путешествие отправились на двух машинах. Наша шумная компания состояла из одиннадцати человек, в том числе были и дети: жизнерадостные сестры-хохотушки Татьяна и Ксения; двухлетняя Лиана, ни разу за время нашего похода не попросившаяся на руки; и «сгусток энергии» семилетний Даниил, шедший все время впереди да еще успевающий расчистить от липкого снега тропинку.
До указателя «Источники Хонгор-Уула» мы добрались за два часа. И примерно столько же времени нам потребовалось, чтобы преодолеть еще двенадцать километров до нужного местечка. Свернув за поселком Жемчуг налево от центральной трассы, мы медленно колесили по ужасной дороге, с трудом объезжая многочисленные кочки и ямы. Но такая неспешная езда даже понравилась – можно было любоваться окружающей природой (а она в долине просто великолепна!), понаблюдать за сусликами, стоящими у своих норок вдоль дороги, словно почетный караул у Кремля. Посчастливилось даже увидеть, как два озорных зверька, поссорившись, кувыркались в жаркой схватке в нескольких метрах от нас.
sidimПроехав огромное и ровное, как тарелочка, поле, остановились на его краешке, чтобы пообедать. Бутерброды с горячим чаем на свежем воздухе показались нам необычайно вкусными, мы уплетали их за обе щеки. После такого обеда путешествовать стало еще веселее. И нас уже не удручала нескончаемая кочковатая дорога. Только окружающая природа по-прежнему волновала: мы любовались стайками белоствольных березок; диковинными раскидистыми деревьями, похожими на зловещих персонажей из сказки; звонкой речкой, бегущей наперегонки с возвращающимися с гор редкими машинами.
rechkaИ вот мы в пункте назначения. Судя по нескольким разрушенным корпусам, когда-то предназначенным для проживания и купания, по ржавеющим трубам, протянутым к источникам, эта рекреационная зона когда-то пользовалась спросом. На деревьях до сих пор сохранились таблички, где выбиты слова благодарности, например такие: «Спасибо тебе, Хонгор-Уула, от коллектива цеха улан-удэнского завода…», и далее пофамильно перечисляются отдыхавшие здесь в прошлом веке.
В этом крошечном поселке, затерявшемся далеко от цивилизации, и сейчас есть помещения, в которых останавливаются желающие поправить свое здоровье. Но минеральные источники здесь в запущенном состоянии, их, похоже, редко очищают от опавшей листвы и мусора. И большинство идут за водой к другим источникам, которые находятся дальше, в горах. Мы тоже устремились именно туда. Но вскоре дорога для нашего транспорта оказалась непреодолимой, и мы пошли пешочком.
sledНе спешили, дышали свежим воздухом, приятно пахнущим прелой осенней травой, лакомились слегка подмороженной ягодой рябины, перекидывались шутками, фотографировались. И вдруг эта идиллия была нарушена: наша внимательная Олесенька заметила на тропинке, запорошенной снегом, огромный свежий след медведя. Не на шутку испугавшись, мы повернули назад, но когда встретили целый отряд школьников и двух взрослых, сопровождающих их, которые успокоили нас: «Да не бойтесь, этот медведь давно на соседней горе живет», все же решили дойти до конца, тем более что прошли уже почти четыре километра, и нам оставалось совсем немного. Висячий мост через горную речку, на котором можно было покачаться, снял возникшее напряжение, и дальнейший путь мы преодолели намного быстрее.
Вот и вожделенная гора! Теперь можно и о здоровье подумать: под рукой водичка из «нервного» источника, «печеночного», «почечного», «глазного», «желудочного», «женского», «мужского», «сердечного»… Такого изобилия ни в Жемчуге, ни в Аршане нет. И все источники рядышком, в двух-трех метрах друг от друга. Невольно закралось сомнение: а не одинаковая ли в них вода? Но после пробы оказалось: вкус разный. Сколько было в запасе емкостей – все наполнили и подписали, чтобы не перепутать, где какая водица. И довольнешенькие отправились в обратный путь. Спускаться было намного легче, и времени на это ушло меньше.
mostКогда уже выехали на наше «обеденное» поле, за спиной догорали закатные лучи солнышка, которое так радовало нас весь день своим нежным теплом. Редкие облака, чудесно раскрашенные в желтые, оранжевые, малиновые, сиреневые цвета, убаюкивали далекие горы. Во дворах деревень, которые мы проезжали, хозяйки доили вернувшихся с полей коров, в окнах домов, в большинстве своем небогатых, неярко горел свет. Все мягко погружалось в ночь. И наши усталые дети, вволю набегавшись, надышавшись кислородом и напоследок этого путешествия поужинав позами в придорожном кафе (ну как не отведать этого блюда в долине?!), сладко посапывали в машине, а взрослые еще долго делились впечатлениями. И… уже планировали очередное путешествие. Может, в ближайшие выходные на Теплые озера махнем?