Эти расходы не деть никуда

Случилось неожиданное: впервые в Слюдянке в 40 многоквартирных домах (МКД) состоялось голосование в очной (на собрании собственников) или заочной форме по вопросам ЖКХ. Состоялось! В результате – не принят новый тариф по статье «содержание жилого помещения (услуги и работы по управлению многоквартирным домом)», который должен был увеличиться почти в два раза: с 2,02 до 4,01 руб./кв. м.

Тариф не принят, а что дальше? Со старым управляющей компании не выжить – повышать надо. Но на сколько, чтобы и свои интересы соблюсти, и компания могла существовать? И можно ли обойтись без навязанного ей ОАО «УЭК Иркутской области»? 6 ноября на заседании Общественной палаты выступил с обращением В.И. Маяренков, представитель инициативной группы несогласных. Приняли решение прояснить ситуацию для населения через газету, а ответы получить из первых рук – от главы Слюдянского городского поселения Владимира Николаевича Сендзяка.
— Несмотря на неоднократные разъяснения представителей компании в СМИ, а также на встречах с населением, настороженное отношение к деятельности ОАО «УЭК Иркутской области» (ОАО «УЭК») осталось. Надо отметить, что функция по начислению платежей и распределению поступающих средств за услуги предприятий ЖКХ не новая. Она была и раньше, только с 2014 года этим стала заниматься новая структура.
А до этого времени на одном из ресурсоснабжающих предприятий (МУП «ИРЦ СМО», ОАО «Облжилкомхоз», потом ООО «СКУ») был организован отдел сбыта, в котором работали шесть человек (в том числе два кассира), и через кассы, расположенные в здании бывшего КБО на улице Ленина, принимали платежи. В 2014 году отдел обходился в 6289 тыс. рублей в год. Так как львиную долю в структуре жилищно-коммунальных платежей составляют платежи за отопление и горячую воду, то предприятие взяло на себя функцию по сбору платежей, а также убытки, связанные с её выполнением. А с управляющей компании за эту услугу взималось только 0,1% (1410 тыс. руб. в год). Остальные поставщики услуг («Акватранс», «Ауксилиум» и др.) платили по 3,5%. Однако такое положение не устраивало участников данного процесса, главные его минусы – непрозрачность взаимоотношений, отсюда и недоверие. И, безусловно, тот факт, что эти затраты не включались в тарифы предприятий – а значит стали их заведомыми убытками.
Правительственная структура ОАО «УЭК» должна была исправить это положение, в идеале обеспечивать расчет и начисление платежей, расщепление поступивших средств, взимание задолженности, прозрачность, доступность информации. Идея в целом была хорошая, но получилось не совсем так, как задумали. Мало того, что в самом начале были допущены организационные просчеты, к этому добавилось финансовое бремя для населения: 2%-ные отчисления самой организации и банковские проценты, которые у Сбербанка, например, составляют 3%. Это уже ни в какие ворота. Тем более, что данные цифры не подтверждены расчетами. Есть такое понятие, как «нормативный расчет», произведенный нашими специалистами. Согласно ему, отчисление организации должно быть не более 1,4%. Отмечу, что изначально перед ОАО «УЭК» не ставилась задача получать прибыль, это правительственная структура. Да и банк явно завысил свои цифры. Мы обращались с этими вопросами в областное министерство жилищной политики и к руководству Сбербанка.
Из министерства ответили, что вопрос по снижению процента тарифа будет рассмотрен по окончании года, примерно 20 января. Со стороны Сбербанка пока только устные заверения. Когда и на сколько снизится процент отчислений, неизвестно. Почему еще мы стали будировать вопросы, связанные с деятельностью ОАО «УЭК»? Нас не устраивает то, что при распределении средств за одну и ту же услугу действующий поставщик не является приоритетным перед предыдущим. Это значит, что средства делятся пропо­рционально, в том числе предприятию, не осуществляющему деятельность. Долги, конечно, отдавать надо, но действующее предприятие должно быть в приоритете, чтобы население получало услуги в полном объеме и надлежащего качества. На областном совещании по данному вопросу эти моменты рассматривались. Предположено два выхода: либо ресурсоснабжающие предприятия – и управляющая компания договариваются о выполнении условий, либо расторгают договор с ОАО «УЭК».
Лучшим выходом для Слюдянки стал бы независимый отдел сбыта, и примеры тому есть в Иркутске и Шелехове. В любом случае – будет ли по-прежнему агентом ОАО «УЭК» или какое-то муниципальное предприятие, повышение на 1,4% неизбежно, и от этого никуда не деться. Оно будет либо заложено в тарифе управляющей компании на содержание жилья, либо выделено отдельной строкой, если будет создано муниципальное предприятие.
Судя по калькуляции на экспертизу тарифа по плате за содержание жилого помещения (услуги и работы по управлению многоквартирным домом), львиную долю увеличения тарифа потребовало сотрудничество с ОАО «УЭК Иркутской области». Только на фонд заработной платы без отчислений требуется 2412557,09 тыс. руб. в год. Причина – «введение двух штатных единиц в связи с изменением Агента (ОАО «УЭК ИО»). Не слишком ли разгулялся аппетит?
Людмила ГЛАДЫШЕВА
P.S. 17 ноября глава Слюдянского поселения В.Н. Сендзяк провел встречу с инициативной группой собственников и руководством управляющей компании ООО «ИРЦ». На ней обсуждался вопрос формирования тарифа для ООО «ИРЦ» по статье «услуги и работы по управлению МКД». Градоначальник подробно рассказал о положении в жилищно-коммунальной сфере, какие меры приняты администрацией по разрыву отношений с ОАО «УЭК Иркутской области», как решаются имущественные отношения с облжилкомхозом. Главное, на что обратил внимание В.Н. Сендзяк: управляющая компания ООО «ИРЦ» и население должны совместно решать такой сложный вопрос.
В итоге принято решение: члены инициативной группы и специалисты ООО «ИРЦ» в течение недели рассмотрят предложенный тариф, его экономическую обоснованность и только потом вынесут свой вердикт.

В.И. МАЯРЕНКОВ,
представитель инициативной группы

Комментарии закрыты.