Рельсы в два ряда

В своё время в газете «Ленинское знамя» за мной закрепили железнодорожный узел станции Слюдянка, обязав поставлять материалы с «чугунки» в каждый номер. Стоит вспомнить, что газета выходила тогда с периодичностью трёх экземпляров в неделю, и беготни репортёрам беспощадный график создавал немало. Выудить информацию у руководства во все времена представлялось делом весьма сложным, и случалось пройти всю железнодорожную заставу, от локомотивного депо до коммунальной конторы, не солоно хлебавши. Однако доверительные отношения сложились у меня с двумя основными службами магистрали – локомотивщиками и путейцами. В дистанции пути, тогда под номером 14, общий язык мы нашли с главным механиком предприятия Натальей Емельяновной Гуленко и председателем профкома Владимиром Пантелеевичем Гладышевым.

kuznec_krugovoi

Кузнец М.П. Круговой

Ах, что это были за люди! Все беды предприятия они воспринимали как собственные, а если случалась радость, то делились ею со всеми слюдянцами. Вот потому, наверное, в моём архиве более всего информации и фотоснимков из локомотивного депо и дистанции пути. Многих путейцев, даже спустя 40 лет, я помню по именам и совершенно искренне благодарен им за творческое сотрудничество. Например, начальник цеха дефектоскопии Николай Николаевич Хмыль – непревзойдённый специалист профессионального дела и располагающий к себе человек: умный, интеллигентный. Рабочий аристократ Дмитрий Евдокимович Онодало, пришедший в дистанцию монтёром пути ещё подростком и ушедший на пенсию спустя более чем сорок десятилетий мастером 15-го околотка. Он вывел его из отстающих в передовые, и в течение пяти лет маленький коллектив удерживал переходящее Красное знамя как передовой на ВСЖД.

Defektoskopist_Hmill

Дефектоскопист Н.Н. Хмыль

В то время здесь работали бригадирами Михаил Ефимович Шевцов и Лидия Петровна Драчёва, а монтёрами пути – Мария Хасанова, Тамара Рябых, Александра Дмитриева, Антонина Зайцева, Тамара Тугарина, Ирина Перфильева. Вообще монтёрская должность являлась тогда практически женской, например в бригаде Владимира Дмитриевича Пермякова из 19 единиц личного состава 16 – представительницы прекрасного пола. Скажете, что как-то не вяжется лирический эпитет с тяжёлой работой путейцев? Так это сейчас в составе путейских околотков мужики, а женщины, если есть, то сигналисты, тогда же махали они кувалдами наравне с сильной половиной человечества. И среди них Людмила Тимофеевна Чаповская и Валентина Алексеевна Ермакова – передовики железнодорожного производства.
Немало добросовестных людей и толковых специалистов, без труда которых не обойтись в путевом хозяйстве, работали тогда во вспомогательных цехах дистанции. Как Михаил Прокопьевич Круговой – незаменимый мастер горна и наковальни, хотя той маленькой прокопчённой кузни уже давно нет на центральной путейской усадьбе. К тому времени, когда мы познакомились с Михаилом Прокопьевичем, а это 1975-й год, он – ещё сравнительно молодой человек – имел уже четверть века производственного кузнечного стажа. Вот такие люди работали на самом дорогостоящем, да и, пожалуй, самом трудоёмком участке стальных магистралей – железнодорожном пути. В зной и холод, под дождём и ветром, в любую погоду путейцы на своём посту, который ещё и психологически сложен.
Молодой путейский мастер как-то поделился со мной своими откровениями: «Знаешь, первое время несколько раз за ночь просыпался, прислушивался – идут поезда или нет, а вдруг в норматив промера кривых не вписались…» Вообще-то машина для пересменки путей существует, как поведали мне прошлым летом монтёры, но её перекатывать впятером надо или горючим заправлять наравне с тепловозом. Да и своими руками сделанное – оно надёжней. К теме сказать: вновь скитаясь по железной дороге уже в нынешнее, демократическое время, я был без всяких обиняков принят для беседы начальником ПЧ-9 Игорем Борисовичем Фатькиным. В некоторых иных производствах стальной магистрали и разговаривать-то с репортёром не хотят, даже накануне Дня железнодорожника. Но старая дружеская тропа не зарастает, а потому примите поздравления, дорогие путейцы, по случаю юбилея, и пусть вам в жизни всегда сопутствует самая высокая балльность!

Виктор ЕРМОЛАЕВ
 
 
 
  

Метки:,

Комментарии закрыты.