Магистры и магистраль

В советское время глубоко почитались мастера своего дела, а ныне как-то потускнел образ рабочего и крестьянина, которые материально содержат две трети населения необъятной России: растят хлеб, добывают нефть и газ, строят дома и дороги. Об этом мне подумалось, когда на прошлой неделе проезжал мимо цеха под открытым небом – участка Московского тракта, реконструируемого дорожными строителями.

Ekskavatorshik

Экскаваторщик Сергей Крючков.

Вспоминается из детства, когда деда моего Ивана Алексеевича ходоки от соседних сёл приглашали к себе поработать по печному делу. Умелец, он мог в считанные дни соорудить деревенскую печь по любой прихоти хозяина: поставить простую топку или многоходовку, с лежанками и без, русскую для выпечки хлеба, шведскую и… даже двухэтажную. Зарабатывал дед порой раз в пять поболе своего зятя, то есть моего отца – руководителя крупной районной организации. Это я к тому, что в советское время глубоко почитались мастера своего дела, профессионалы из трудового народа.

Valshik

В. В.  Лазарев

Ныне как-то потускнел образ рабочего и крестьянина, которые материально содержат две трети населения необъятной России: растят хлеб, добывают нефть и газ, строят дома и дороги. Об этом мне подумалось, когда на прошлой неделе проезжал мимо цеха под открытым небом – участка Московского тракта, реконструируемого дорожными строителями. Вахта по 12 часов в сутки, зимняя непогодица в расчет не принимаются, отдалённость человеческого жилья – тоже. Однако горячий обед по распорядку: на три блюда, приготовленный в столовой ЗАО «Дорожник» и доставленный на трассу очаровательным шеф-поваром Надюшей Кутузовой. А захочется чайку попить, то походный котелок всегда над костром, благо поддерживать огонь в очаге есть чем в любое время.
При первичной подготовке объекта бригада дровосеков удаляет растительность на земполотне, и среди вальщиков немало специалистов своего дела. Таких, как Василий Васильевич Лазарев, прошедший дорожно-строительную школу на БАМе, а теперь успешно работающий плотником-бетонщиком в наших краях. Попробуйте свалить по правилам техники безопасности дерево в нужную сторону без специальной подготовки – не получится! Не говоря уже о том, что работа эта не из лёгких, и хотя Василь Василич пенсионер, но даст фору и молодым лесорубам. На пенсионной почве мы сразу же сошлись во взглядах, что индексации нам с нынешнего года не полагается, но и дома сидеть – себе дороже и в материальном плане, и в духовном. Ещё один плотник-бетонщик, занимающийся расчисткой территории, Олег Васильевич Подольский, с которым я побеседовал, так же много лет работает в дорожном хозяйстве нашего Прибайкалья.

Podolskii__Bushmakov

О. В. Подольский и А. Н. Бушмаков

По следам очищенной территории на местность тотчас же вступает дорожно-строительная техника, представленная ныне исключительно иноземными образцами. «Ну, что говорить, – делится впечатлениями экскаваторщик Сергей Викторович Крючков, – машина добрая, легка в управлении, в кабине климат-контроль, работать можно. А ковш, не смотри, что с виду мелкий, по кубатуре он – дай бог каждому экскаватору! Сколько в тоннах? Да больше двух поднять может, хотя грунт скальный и трудоёмкий». Горную породу дорожные строители загружают в самосвалы, а дальше она идёт по самому разному назначению. Среди шофёрской братии немало водителей большегрузных автомобилей, но мне удалось поговорить лишь с Андреем Николаевичем Бушмаковым, сидящем за рулём «Газели».
Он в ожидании вызова, а потому чуть более свободен, чем тяжёловесники, работающие, к слову, на китайских машинах, собранных в Поднебесной по западным технологиям. «Да и «Газель»-то – не совсем наша по комплектующим, – поясняет Андрей Николаевич, – а надо бы побольше уделять внимания непосредственно отечественному автопрому». Эта тема импортозамещения, конечно же, постоянно всплывала в нашем разговоре с дорожными строителями, да и не только она беспокоит рабочий класс. Ребята в курсе, что в нынешнем году резко сократятся ассигнования на транспортные сооружения, в частности под заморозку попадет дальнейшее обустройство трассы М‑55 на участке Моты – Култук. Да и пример остановившегося возведения путепровода в районе култукского серпантина у всех на виду.
Однако специалистов ЗАО «Дорожник» подобная участь пока миновала, и ассигнования в работу заложены до конца на реконструкцию участка магистрали Слюдянка – Байкальск. Кстати, слова «магистраль» и «магистр» происходят из немецкого языка и сродни русскому «мастер», характеризующему специалиста высокой квалификации. Такими рабочими магистрами на транспортной магистрали зарекомендовали себя дорожные строители, и, возвращаясь к началу моего письма, стоит посетовать лишь вот о чём. Заработком дорожники не обижены, хотя и достойны большего, но до обидного мало уделяется в обществе прославлению труда мастеров. Престиж рабочих профессий ныне не соответствует той отдаче, что приносят социуму квалифицированные специалисты первичного производственного звена. А ведь на их плечах держится жизнь!

Виктор ЕРМОЛАЕВ 

_

Комментарии закрыты.