От ОРУДа до ГИБДД

gbdd_01Технический прогресс облегчил работу дорожных инспекторов движения: сиди в машине, покуривай, посмеивайся, а выставленная на обочину видеокамера собирает в копилку штрафов подати с простодушных водителей. Однако помнится, что лет 50 назад и штрафов-то никаких не существовало, а обходился инспектор ОРУДа (Отдела по регулированию уличного движения) просечкой в талоне предупреждений. Но, чтобы пробить с маковое зёрнышко дырочку, регулировщику приходилось часами дежурить на мостовой, зорко наблюдая за безопасностью движения. Так начинали свою службу в ГАИ Слюдянского района молодые тогда ребята Владимир Юрин и Виктор Рудай. Зимой и летом, в любую погоду патрулировали они перекрёсток городских улиц Ленина и Парижской Коммуны. Росли не только в профессиональном мастерстве, но и в званиях, дослужившись к милицейскому дембелю от сержанта до майора.
Времени свойственно покрывать минувшие события идеализацией, но помнится, что сотрудники госавтоинспекции той поры выглядели более нравственными блюстителями Закона. А может, были проще во взаимоотношениях, не связанных с несением службы, да и на посту не превышали этических норм поведения. По меньшей мере, от общения с этими людьми остались самые лучшие воспоминания, хотя не обходилось и без конфликтов. Да ведь имея за плечами более 50-ти лет водительского стажа, можно вывести, наверное, соответствующее сальдо, познав и лицевую сторону, и изнанку дороги. Работники ГИБДД Фёдор Денисович Кныш, Владимир Иванович Юрин, Виктор Алексеевич Рудай оставили о себе добрые воспоминания, несмотря на неизбежные издержки бытия. К слову, двое первых возглавляли долгие годы коллектив районного подразделения госавтоинспекции Слюдянского РОВД.
gbdd_02Хотя «коллектив» – это громко сказано: до начала 80-х годов штат ГАИ Слюдянки не превышал, пожалуй, пяти человек, включая инспектора по Байкальску. Между тем большую помощь службе безопасности оказывали внештатные инспекторы ГАИ, народные дружинники. О них мнение неоднозначное, ведь были те, кто искренне желал порядка на дорогах, в основном это водители-профессионалы. Однако находились и мечтавшие о власти над соотечественниками, пусть и в миниатюре её проявления, но опять же это мнение с позиции рядового водителя. Хотя доводилось мне выступать и в роли нейтрального соучастника дорожных разбирательств, в 70-е годы я вёл милицейскую страничку в газете «Ленинское Знамя». Но тут есть доля лукавства, ведь сохранение беспристрастности давалось с великим трудом, и от участия в рейдах, и в целом от освещения темы правопорядка в печати пришлось отказаться.
За годы общения с работниками районной дорожно-патрульной службы отношения делового партнёрства и человеческого взаимопонимания сложились с Геннадием Асламовым, Владимиром Егоровым, Алексеем Балко, Надеждой Якушевой и другими инспекторами движения. Хотя как рядовому водителю приходилось неоднократно обращаться с жалобами на неправомерные действия ГИБДД и даже судиться. В подавляющем большинстве случаев мои обращения не остались без ответа, в том числе и в областные инстанции. Полагаю, что многих неприятных моментов общения водителей и инспекторов можно избежать, изменив организационную суть регулирования дорожного движения. Ведь как обидчиво заметил знакомый инспектор ГИБДД: «План по сбору штрафов ещё никто не отменял!» Но это уже тема для другого, отнюдь не юбилейного разговора, а потому – с праздником вас, блюстители дорожного порядка!

Виктор ЕРМОЛАЕВ

На снимках: В.И. Юрин и В.А. Рудай; общественные инспекторы за работой. Фото середины 70-х годов из архива автора.

Комментарии закрыты.