Цирковые мы !

• К 50-летию ДК «Юбилейный»


 

Оксана Вьюн, в девичестве Васильева, все такая же тоненькая, хрупкая, как и в далекие 80-е. И фотографии тех лет свидетельствуют, что некоторых особ время щадит или теряет над ними свой бдительный контроль. «Я тут нашла несколько снимков в альбоме, вот посмотри!» – она протягивает мне ворох черно-белых карточек.
На них мои одноклассницы – Оксана и Инна – в гимнастических трико лихо выполняют акробатические номера. Вот Инна выполняет поддержку, одной рукой удерживая взметнувшуюся ввысь Оксану. А вот они в сложном трюке, да на движущемся по стадиону мотоцикле с флагом СССР… Некоторые фото передают сложность процесса тренировок. Девчонки для своих занятий выбирали лесные полянки, не упускали случая позаниматься во время прогулок.
Я очень хорошо помню то время, когда ни одно значимое событие в городе не проходило без наших одноклассниц. Будь то творческие отчеты, парады, концерты, всегда объявляли: «Гимнастический этюд в исполнении Оксаны Васильевой и Инны Казюлькиной (Бобровой)».
Кроме Оксаны и Инны, в цирковом кружке при ДК «Юбилейный» под руководством Валентина Селиванова занимались Андрей Васильев, Евгений Воронов, Олег Москаль, Андрей Мальцев, Андрей Труфанов, Галя Маковеева. Это уникальный случай для Байкальска, пока не превзойденный, чтобы в городе была своя цирковая студия!
В ноябре 1980 года Валентин Селиванов, слесарь Центральной лаборатории БЦБК, решил организовать такой кружок для детей при Доме культуры «Юбилейный». Приехал к нам в город из Хабаровска, где шесть лет своего детства провел в подобном кружке. Став старше, выступал в народном цирке. Навык и огромное желание развиваться в цирковом искусстве сыграли свою роль. Без малого десять лет просуществовала студия в Байкальске. Ребята учились всем жанрам: акробатике, гимнастике, эквилибристике, жонглированию, клоунаде. Оксана и Инна выбрали парную акробатику.
— Занятия проходили в малом зале ДК. Петр Федорович Цымай, директор клуба в те годы, выделил нам небольшую комнату, где мы хранили спортивные маты в количестве шести штук. Сами расстилали их, совершали совместную разминку с ребятами, а потом каждый занимался по своему профилю. Все реквизиты – лестницы, булавы, металлические подпорки – Валентин мастерил сам на комбинате. Костюмы нам в клубе шили. Следил Валентин за нами очень строго, хотя старше нас был не намного. Старался прививать и нравственные качества. Постоянно вел с нами беседы на тему, как жить и не сломаться, водил в походы по Хамар-Дабану. А уж с выступлениями мы объездили не только все окрестности, но и всю область. Даже в Иркутском ТЮЗе довелось выступать. Знакомил он нас и с профессиональными артистами. В Ангарске при ДК «Современник» была очень сильная цирковая труппа. С ними мы проводили совместные тренировки. Не упускали случая поближе изу­­чить мастерство приезжающих в город артистов.
Самые крутые номера были, конечно, у самого Селиванова: эквилибристика, жонглирование, акробатика, прыжки. Мы умели выполнять арабское сальто, переворот флик-фляк (когда встаешь назад на руки и с рук обратно). Заднее и переднее сальто выполняли легко. Наша троица – Андрей Васильев, Андрей Мальцев и Андрей Труфанов – смешили публику, им ближе была клоунада.
В процессе тренировок не обходилось без ушибов, растяжений и мелких травм. Но на это никто не обращал внимания, все было в порядке вещей. За все время был один случай, когда девочка сломала руку – и все! Аплодисменты, которыми нас встречали, успех от наших выступлений затмевал все ушибы и синяки – это было незабываемое время!
ДК не был приспособлен в полной мере для наших тренировок. Через какое-то время перекочевали в спортзал школы №12, там – высокие потолки, канаты, есть где разбежаться, пройтись колесом. Студия жила восемь лет. А потом мы выросли, разъехались. Наступили времена перестройки, когда привычный уклад жизни рушился, надо было искать себя и нашему Валентину в новых реалиях.
— Оксана, ты не стала артисткой, но занятия гимнастикой определенно на тебе сказались! Что еще дала тебе цирковая студия?
— Выпендриться могу (смеется)! Легко жонглирую яблоками, натренировала так свой вестибулярный аппарат, что, кажется, могу одновременно несколько дел делать и руками, и ногами. На шпагат до сих пор сажусь, хожу в спортзал, тренируюсь. Перед выходом на сцену, помню, нас била мелкая дрожь. Руки и ноги тряслись от волнения, в таком состоянии выполнять сложные трюки непросто. Валентин подходил и спрашивал: «Кто здесь мандражирует? А ну не мандражировать!» – приказывал он нам. И страх отступал. Повторяю себе иногда…
Валентин Селиванов живет в Иркутске, работает на железной дороге. Все такой же спортивный, подтянутый.

Альбина ЕРГИНА

 

 

 

Комментарии закрыты.