Мы с берегов Байкала

• К 50-летию ДК «Юбилейный»


Вспоминая «Юбилейный» г. Байкальска первых лет, старшее поколение байкальчан с ностальгией и ноткой превосходства над теми, кому не удалось застать это время, говорит о великолепном духовом оркестре и эстрадном ансамбле, что радовали байкальскую молодежь на различных вечерах отдыха на протяжении ряда лет.
Речь идет о периоде с середины 60-х годов до начала 80-х, когда сердца байкальской публики безраздельно принадлежали таким местным знаменитостям, как Василий Карибов, Володя Комлин, Саша Искренок, Слава Горбачев, Олег Коваленко, Володя Ручин, Таня Климова, Галя Тунегова. Чуть позже – Борису Нетаку, Сергею Казюка, Дмитрию Коробочкину… Эти музыканты от Бога снискали заслуженную славу, и до сих пор им не сыщешь равных, чтобы так вдохновенно отдаваться любимому увлечению. Все они являлись работниками комбината. Но успех, которым были окружены музыканты, давал право в какой-то степени уклоняться от работы. Находились лазейки в законе тех лет, и начальники шли навстречу, отправляя их в творческие командировки по комсомольской или профсоюзной линии. Но обо всем по порядку.

Александр Павлович Искренок был, пожалуй, самым юным, когда влился в ансамбль. Под стать своей фамилии, музыкант очень живо, искренне и с огоньком пустился в странствия по волнам прошлого. Он с ничуть не меньшим восторгом, чем в молодые годы, приводит ключевые моменты своей творческой биографии, вспоминает имена своих друзей, учителей, руководителей, с которыми ему пришлось встретиться в разные годы. И мы вместе с ним записали немало интересного.
Из воспоминаний
А.П. Искренка
— Мне было лет тринадцать, когда мои друзья-старшеклассники решили создать ансамбль в школе №10. Помню, что нас тогда охватило огромное желание. Труба у нас уже была (ею владел Олег Коваленко) плюс барабаны пионерские, нашли баян и сами стали заниматься. Старшие ходили в клуб «Строитель» и репетировали в духовом оркестре. Я тоже стал туда бегать. Клуб этот находился на берегу Байкала, отапливался от котельной паром. Инструменты имелись. Мне достался альт, трубу освоил чуть позже. Тогда в моду вошли эстрадные оркестры, играющие джаз без пения. И хотя мы еще пацанами были, на танцах нас узнавали. Одноклассники мне завидовали, ведь немного, но зарабатывал на танцах. Мешала ли музыка учебе? Мне – нет. Отец меня строго держал. Если вдруг съеду на «тройки», пригрозит, что больше ходить в ансамбль не буду, так я сразу и подтягивался в учебе. Престиж – одним словом!
Перед открытием нового ДК «Юбилейный» к нам пришел его первый директор Борис Яковлевич Мордухов посмотреть на наш уровень, что мы умеем. Сам Борис Яковлевич научил нас многому. Он часто выступал в роли конферансье, художественного руководителя. Как выйти к зрителям, как поклониться, какие жесты при этом сделать, как держаться на сцене, как пройтись по ней… Оркестранты не букой должны сидеть, а поклониться публике с уважением, удержать внимание зрителей. Всему этому обучал нас директор.
В ДК уже занимались музыканты, вот мы и влились в их коллектив. А директор сумел переманить в Байкальск из Слюдянки учителя от Бога, нашего первого и настоящего руководителя – Олега Константиновича Шведова. Он и старше нас был, и даже консерваторию окончил.
Наш ансамбль разросся до 12 человек – восемь духовых инструментов в составе (тромбон, четыре саксофона, три трубы) и четыре аккомпанирующих: бас-гитара, гитара, «ионика» и барабан. Серьезные джазовые вещи играли! Таня Климова певицей была у нас, потом пела Галя Тунегова.
Мы исполняли композиции Арно Бабаджаняна, Аркадия Островского, Никиты Богословского – это все популярные тогда авторы произведений. Я, Владимир Ручин и Валерий Банишев делали обработку к ним.
О вокалисте Василии Карибове надо сказать особо. Он имел большой успех. Обладатель красивого голоса – тенора и баритона, он умудрялся петь в интонациях популярных тогда Валерия Ободзинского, Муслима Магомаева, очень выразительно получалась у него «Электричка» Анатолия Королева. Зрители многократно просили его спеть на бис.
ДК поначалу был единственным учреждением культуры в городе. Не было ни ресторанов, ни кафе, поэтому попасть на вечер в ДК хотелось очень многим – и женатым, и холостым. В танцевальный зал наверху набивалось по 300-400 человек. В клубе работали два буфета, но без спиртного. После 18 вечера ДК только и открывал свои двери по-настоящему: много кружков работало до поздней ночи – танцевальный, музыкальный, певцы, чтецы репетировали. На баянах, аккордеонах учились играть. Любили ДК очень, тянулись туда семьями.
Танцы продолжались до полуночи, в это время уходил последний автобус, но всех он, конечно, не вмещал. Поэтому домой мы возвращались поздно, но никого не боялись. Девчонок провожали во все районы. Также дружно ходили в кино на последний сеанс. Было весело, беззаботно, спокойно.
Весь наш состав ансамбля, кроме школьников, работал на БЦБК – на ТЭЦ, в отбельном, ДПЦ. После смены, наспех перекусив, спешили в клуб. Учились, играли, работали. А еще гастролировали. Выезжали в Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Иркутск. Устраивались тогда даже областные конкурсы ансамблей! Я оканчивал школу в 1969 году, и ребята съездили без меня в Монголию, в Хубсугульский аймак, на гастроли. Но мне тоже довелось побывать «в турне».
В 1968 году завком комбината направил нас с программой «Мы с берегов Байкала» по Иркутской области – в Тайшетский район, Тулунский, Алзамайский, Братский, Усть-Илимский. Колесили мы по деревням и поселкам полтора месяца! Зарабатывали деньги для ДК и… завкома. Но и сами с сохранением зарплаты по месту работы оставались. Администратор из Иркутской филармонии ехала перед нами, договариваясь о концертах, заказывая афиши. Все по-настоящему! На Ольхон – подшефный район – тоже выезжали часто. Механизаторы с завода отправлялись на уборочные, а мы с концертами – в сельские Дома культуры. Что такое фонограмма, понятия не имели. Оттачивали каждый выход на сцену, каждую ноту. Чтобы звучала вместо нас фонограмма, такого не представляли даже в страшном сне! Ребята очень хорошие все были, юмористы такие. С ностальгией вспоминаю я то время. Хотя доводилось нам играть не только на сцене, но и на парадах, и на похоронах. Перечислю всех наших музыкантов: Володя Ручин (саксофон, тенор); Виктор Лихвацкий (саксофон, альт); Владимир Чупин (саксофон, альт); Валерий Банишев (саксофон, тенор); Александр Искренок (электроорган); Дмитрий Коробочкин (бас-гитара); Валерий Хистяев (гитара); Станислав Горбачев (ударные); Анатолий Исаев (труба); Олег Коваленко (труба); Феликс Мнускин (труба); Анатолий Кузнецов (тромбон).
В 1976 году пришел руководителем Сергей Антонов, он играл на саксофоне-альте. В начале 80-х годов часть музыкантов – Борис Нетак, Сергей Казюка, Саша Искренок, Дмитрий Коробочкин ушла играть в ресторан. Но ВИА продолжал жить еще несколько лет.
Александр Павлович благодарен судьбе, что так сложилась его жизнь, что таким крупным и колоритным мазком отмечена она присутствием музыки. Увлечение ею сыграло главную роль в личной жизни. Однажды в качестве музыканта был приглашен на елку для детей в ателье на Южном, потом остался и на взрослую, для работниц. Тут и познакомился с будущей женой Натальей, с которой они вместе уже сорок лет, счастливые дедушка с бабушкой для троих внуков. Талант, расположенность к музыке в семье Искренка на уровне генов. Дед виртуозно играл на скрипке, погиб на фронте в 1941 году. Двоюродный брат солировал в ансамбле им. Александрова.

Альбина ЕРГИНА 

На фото: выступает эстрадный ансамбль ДК «Юбилейный»: солист Алексей Костусенко. (Он служил в строительном батальоне в Байкальске. Договаривались о нем с командованием, переодевали в концертный костюм и – на сцену!)

 

 

_

Метки:, , , , ,

Комментарии закрыты.