Старт экспедиции

Над ледяными просторами Байкала в этот день далеко раздавались торжественные фанфары, гимн страны и песни, посвященные солдатам России. А еще приветственные речи. Так торжественно был дан старт военно-исторической экспедиции «Героические вехи истории». Состоялось открытие в канун Дня защитника Отечества, в год 125-летия первой в России водолазной школы.

 

На митинг собрались учащиеся слюдянских школ, представители администрации, сотрудники служб МЧС, представители общественных организаций, жители города. С приветствием к собравшимся обратились В.Н. Сендзяк, глава Слюдянского муниципального образования; В.С. Трифонов, начальник Слюдянского поисково-спасательного подразделения Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России; И.И. Скорлов, председатель Узлового Совета ветеранов ст. Слюдянка; И.Д. Панфилов, историк, почетный житель Слюдянки; А.П. Быковский, директор железнодорожного музея на ст. Слюдянка.
Предшествовала этому событию большая подготовительная работа. Напомним, что началось все с писем, которые пришли в адрес администрации города и железнодорожного музея. Командир войсковой части капитан 1 ранга А. Новожилов обращался с просьбой помочь в сборе информации о пребывании в Слюдянке водолазной школы в годы Отечественной войны.
Оказывается, Слюдянка не просто существовала в далеком тылу: она проводила на фронт своих солдат, поднимала на ноги раненых в военном госпитале и еще стала местом дислокации школы водолазов, которая была эвакуирована в 1942 году в далекий поселок на Байкал. Дело это было секретное, документы рассекретили лишь недавно, говорили об этом не очень громко. Наверное, поэтому не все знают о таком факте в биографии Слюдянки. А многих, кто помнил об этом, уже нет в живых.
Обращения не пропали даром, а подтолкнули к идее восполнить этот пробел в истории города. И вот по по крупицам сведения об этом периоде собираются в общую копилку. И этого стало мало. Появилась идея создания экспедиции, посвященной поиску материалов о водолазной школе. Для этого создан оргкомитет, уже прошло несколько заседаний. Созданы рабочие группы, разыскали место, где курсанты совершали тренировочные погружения – на дне озера недалеко от спасательной станции сохранились остатки пирса.
И вот на этом месте 21 февраля в 14.00 состоялось официальное открытие экспедиции. Возможно, что в такой же зимний день февраля 1942 или 1943-го года курсанты производили тренировочное погружение, только погодные условия и снаряжение были не те. После официальной части митинга в знак благодарности за мирное небо венок памяти погибшим защитникам Отечества в Великой Отечественной войне закрепили на дне озера на акватории учебных занятий военно-морской школы.
Почетное право возложения венка памяти предоставили водолазам поисково-спасательного отряда МЧС России: руководитель работ водолазного спуска – спасатель 1 класса А.Л. Садовский; возложение венка произвел водолаз тяжелого снаряжения спасатель 1 класса Н.И. Рыбаченко; подводную видеосъемку производил водолаз легкого снаряжения, спасатель 3 класса А.С. Карташов; страхующий водолаз, обеспечивавший аудиосвязь, – спасатель 2 класса Н.И. Пинчук; обеспечивающий водолаз – спасатель 1 класса А.Ю. Светлов. Венок памяти передали сотрудники пожарной части № 52 МЧС России по Иркутской области.
Предварительные итоги работы будут подведены 5 мая этого года – в день 125-летия создания первой в России школы водолазов. В августе этого же года, к Дню города, должна завершиться основная часть поисковой работы.

Людмила ГЛАДЫШЕВА

 


Историческая справка о военно-морской школе свидетельствует о холодной зиме 1942-го, когда началась работа: «Уже через два месяца после передислокации, несмотря на жестокий мороз, была продолжена подготовка водолазов». Сведения о работе школы очень скупые: «Налаживание учебного процесса на неподготовленном месте потребовало больших усилий личного состава отряда, местных партийных и советских органов. На озере не было причалов, не хватало плавсредств. В зимнее время на льду строились утепленные домики, делались проруби, производились тренировочные спуски учеников под лед. Благодаря усилиям самоотверженных людей, отряд успешно справился со всеми трудностями и подготовил достаточное количество квалифицированных кадров, столь необходимых в суровых условиях военной поры и в послевоенный период». И еще: «В суровых сибирских условиях выполнять практические задачи было исключительно трудно: отказывали клапаны, промерзали и рвались водолазные рубахи, в шлангах образовывались ледяные пробки. Проделанные во льду майны тут же схватывались льдом.
Но и в таких экстремальных условиях занятия проводились по полной программе. Над прорубями-майнами ставились домики-времянки или палатки, внутри которых постоянно топились печки-буржуйки. Рубахи и шланги поливались горячей водой… Преподаватели так организовали учебный процесс, чтобы ни одна минута не пропадала даром, каждое занятие было насыщенным и эффективным».


 

Комментарии закрыты.