Культурный человек мусор мимо мусорки не бросит

• Глас народа – глас божий (Сенека)


 

Когда мы употребляем слово «культура», то чаще всего предполагаем, что речь идет о художественной литературе, библиотеках, картинных галереях, музеях, театрах, музыке, концертах или о каком-либо памятнике архитектуры. Но культура – это не только творчество, искусство и их восприятие. Это и умение человека правильно говорить, безукоризненно, приятно для других держать себя в обществе, знать законы и ими пользоваться. Получается, что понятие «культура» включает в себя различные сферы нашей жизни. И мы убедились в этом еще раз, когда проводили экспресс-опрос, посвященный профессиональному празднику работников культурной сферы, который они будут отмечать завтра. Вот что о культуре и культурных людях нам рассказали…

 

Дарья Корнева и Мария Лебедева,
ученицы 6 класса школы-интерната:

Даша: «Культурный человек мусор мимо мусорки не бросит, не будет губить растения. Он вежливо общается с людьми, не употребляет нецензурные слова и ведет здоровый образ жизни. А еще такой человек увлекается искусством – музыкой, танцами или рисованием. Быть культурным учат в семье, а также в школе. Я пять лет занималась на эстетическом отделении. Учила стихи и выступала на публике, танцевала, рисовала. В нашем городе любой желающий может найти для себя занятие по душе. Но не все дети бывают культурными. Некоторые ребята даже при взрослых дерутся и матерятся. Но есть и талантливые, кто уже сейчас стал популярным. В нашей школе это Маша Грибунова, она хорошо поет, и Ира Усольцева, которая играет в оркестре».
Маша: «А среди моих одноклассников самая талантливая Арина Луцик – она очень красиво танцует. Выступает на всех концертах и Артем Оганезов из седьмого класса, он отлично поет. У меня же особых талантов нет, я лишь иногда, когда у меня есть настроение, пишу стихи. А вот мой папа Сергей Щепин – талантливый человек: он замечательно рисует портреты, и меня нарисовал – очень похоже! Талантливы и мои бабушки: одна из них, Наталья Матвиевская, хорошо шьет, а другая, Татьяна Лебедева, вяжет классно и меня этому учит. А еще я считаю, что культурный человек всегда помогает другим и никогда не обижает ни людей, ни животных. И он знает историю своей Родины».

Любовь Анатольевна Тулубенская:

— Я считаю, что у советских ребятишек было больше шансов стать культурными людьми. В каждой школе, в клубах, в Доме пионеров было много разных кружков, и занятия проводились бесплатно. А сейчас все на коммерческой основе, и если у родителей нет возможности заплатить, то о своих талантах ребенок может забыть. Да и сами ребятишки раньше были большие выдумщики. Я помню, как мы устраивали во дворе концерты, спектакли, мастерили сцену, реквизит и костюмы. Сейчас дети много времени проводят у компьютеров. И это, к сожалению, не всегда полезно для их развития. Все-таки непосредственное общение с людьми намного важнее.
Ну а если сравнивать города и поселки нашего края… Более всего на культурную столицу Слюдянского района может претендовать Байкальск. Там есть театр и спортивный комплекс с бассейном, горнолыжный курорт и краеведческий музей, а еще замечательный Дом культуры, в котором проводится, судя по афишам, очень много разных мероприятий для всех жителей – от мала до велика. И именно в Байкальске проводятся различные фестивали, в которых принимают участие талантливые люди из разных регионов. В Слюдянке тоже есть культурные учреждения, но нет такого масштаба, как в Байкальске. Жаль култучан: у них когда-то был очень хороший Дом культуры, где проводились интересные мероприятия. Потом здание сгорело, и до сих пор ничего подобного так в этом поселке и не появилось… Но талантливые, образованные люди есть везде.
Я пишу стихи и уже тридцать лет являюсь членом литературного объединения «Огонек». За это время мне посчастливилось познакомиться со многими интересными личностями – поэтами, художниками из Слюдянки, Байкальска, Култука и Утулика. Среди них Василий Забелло, Николай Осипенко, Рената Леонидовна Яковец, Иван Андреевич Геймур, Нэлли Сергеевна Тихонова, Зинаида Георгиевна Арапова, Тамара Дмитриевна Десятова. Я рада, что судьба подарила мне знакомство с такими людьми и их творчеством.

Александр Кузнецов, ученик 11 класса:

— Я считаю, что большую роль в культурной жизни нашего Байкальска играет ДК «Юбилейный», ведь от его деятельности зависит так много. На плечи работников культуры ложится организация большинства городских мероприятий, будь то Масленица или Новый год. Именно сотрудники «Юбилейного» делают все наши праздники такими интересными и запоминающимися. Также у нас в городе есть замечательный театр «Люди», им руководит талантливый режиссер Оксана Александровна Нагаева. Она умеет создать особую атмосферу тепла и уюта – неудивительно, что друзья и коллеги всегда рады встрече с ней. К нашему театру я отношусь по-особенному и считаю всех членов коллектива своей семьей. Мы проводим много времени вместе, нас учат быть не только хорошими актерами, но и хорошими людьми. Как говорит моя бабушка: «Не стоит село без праведника, а город без театра». Хотя город у нас и небольшой, но талантливых и интересных людей, которые способны добавить в повседневную жизнь светлые краски, у нас много!

Вячеслав Иванович Гроздов,
сотрудник торговой компании:

— Все начинается с семьи. Именно с малых лет у ребенка закладывается представление о хорошем и плохом, добром и злом. Культура – это сфера жизни, которая отвечает за духовно-нравственное воспитание, просвещение и пропаганду традиционных ценностей. Всему этому детей учат родители, педагоги в детских садах и учителя в школах. Огромную роль играет и дополнительное образование. Хорошо, что в Байкальске есть Дом детского творчества и школа искусств, здесь дети развивают свои творческие способности: осваивают музыкальные инструменты, учатся живописи, вокалу и танцам. Радует, что у молодежи в чести спорт. Особой популярностью пользуются бокс, борьба и лыжи. Жаль, что в городе нет площадок, где можно безопасно кататься на роликах или велосипедах. Хочется, чтобы в Байкальске наконец-то появились и новые парки, скверы, где можно будет отдыхать всей семьей.

Юлия:

— Каким вырастет малыш, это, в первую очередь, зависит от семьи, от культуры отношений его родителей. Я работаю в Доме ребенка социальным педагогом и не понаслышке знаю, как складываются судьбы многих брошенных детей. Если им повезет и их примут в свою семью хорошие люди, любящие, заботливые, то они смогут стать образованными и культурными людьми, смогут адаптироваться в обществе и потом создать свою нормальную семью. Даже за короткий срок, спустя год-два после усыновления, ребенок меняется кардинально, и не только внешне. Ну а если малыш первые годы своей жизни проводит в казенном учреждении, вне семьи, его дальнейшая жизнь не сулит ему ничего хорошего, и это подтверждает статистика. Вот поэтому молодым родителям нужно помнить, что все трудности временные и их можно преодолеть, если держаться вместе, любить друг друга, любить своих детей. А еще нужно помнить, что культура семейных отношений – это не дар, над этим нужно работать. Создавать семейные традиции: праздники по случаю дней рождения, вместе отдыхать на природе, вместе смотреть любимые фильмы. Например, у нас есть такая традиция: мы любим по выходным стряпать что-нибудь вкусненькое.
И еще… Мы много времени проводим на работе, общаемся с коллегами даже больше, чем с родственниками. И очень важно, какая там атмосфера. Но это зависит от каждого из нас. Я стараюсь делиться хорошим настроением со всеми и никогда не транслирую ничего плохого.

Владимир Николаевич, инженер:

— В современном обществе понятие «нравственность» для многих людей просто пустой звук. Да и культура поведения зачастую оставляет желать лучшего. А ведь всё начинается с семьи, с родителей. Первое, чему необходимо научить детей, – это элементарным нормам этикета: здороваться при встрече; когда заходишь в здание или в транспорт, нужно сначала выпустить тех, кто хочет вы­й­ти, а потом уже входить самому; уступать места в транспорте женщинам и пожилым людям и многому другому. Нельзя забывать про культуру речи, ведь в ней не должно быть нецензурной лексики, а еще детям нужно знать, что повышать тон в разговоре с взрослыми не стоит. В то время, когда я учился в школе, для нас авторитет учителя был непререкаемым, а вызов в кабинет директора – крайней мерой воздействия. Сейчас все поменялось, дети не уважают ни учителей, ни родителей. Жаль, что молодежь редко читает художественную литературу, предпочитает книги из списка обязательных в школьной программе изучать в сокращенном варианте. Примером для молодежи могут стать родители. Они, в первую очередь, должны заботиться о культуре своего поведения и быта. Уверен: личный пример в сочетании с контролем дадут положительный результат. И нужно помнить, что научить хорошему никогда не поздно; даже если что-то упустили, всегда есть возможность наверстать.

Напомнив о том, что культура – это тонкий пласт
и ее может смыть обыкновенный дождь,
опрос провели Зоя ИВАНЦОВА и Наталья ЕВДОХИНА.

 

 

 

 

Метки:

Комментарии закрыты.