Самое удивительное и достойное внимания

• Глас народа – глас божий (Сенека)


 

А нужны ли книги в век высоких технологий и скоростного ритма жизни? Мы многое делаем второпях, лишь бы успеть, не опоздать, не пропустить… А книги? Разве они не тормозят наш скоростной бег? Ведь для того чтобы погрузиться в чтение, нужно остановиться, отбросить все дела, полностью уйти в мир, построенный для нас автором.
Человек должен уметь мыслить, сопереживать, творить, фантазировать, совершенствоваться. Именно этому мы учимся у книг. Мы погружаемся в мир литературы, которая расширяет наш словарный запас, обогащает чувства, знакомит с неизвестными культурами и народами, наконец, скрашивает одиночество, помогает побороть печаль или депрессию. Читая, мы расширяем границы своего мира. Более того, каждая прочитанная книга ассоциируется для нас с определённым периодом нашей жизни – весёлым или грустным.
Мы решили узнать у наших респондентов, какие книги имеют для них значение, какие произведения они бы порекомендовали другим и успевают ли они в наше безумное время уделить минутку чтению.

Мария Вологжина:

— Недавно я окончила заочное обучение, поэтому в этот период читала преимущественно учебную литературу. Некоторые книги было трудно найти, так что многое приходилось искать в Интернете. Мне это было не очень удобно, потому что для меня настоящая, бумажная, книга гораздо лучше экрана монитора или даже ее электронной версии. У бумажной книги даже запах особый! Её не надо заряжать, да и не сравнится ничего с ощущением обложки и страниц под рукой.
Когда-то я читала гораздо чаще, даже заказывала книги почтой, но со временем мне стало всё труднее уделять время чтению, наверное, потому что свободного времени стало меньше. Уже довольно долго на видном месте лежит у меня одна книга, прочитанная наполовину, ждёт своего часа. Никак не соберусь дочитать её, всё время думаю, что на днях-то уж точно её «добью», но пока так и не наступил подходящий момент.

Эльвира Долговых,
выпускающий редактор сайта «Номер один»:

— Я люблю книги, но сесть и почитать у меня не всегда получается, в первую очередь, из-за моей работы. За день я читаю столько всего (и художественного, и не очень), что к вечеру стараюсь не вспоминать о буквах.
Когда меня спрашивают о любимой книге, я сразу вспоминаю «Дворянское гнездо» Тургенева, Кафку и Николая Носова. Последнего я люблю всю свою жизнь. Мое знакомство со сборником его историй произошло, когда мне не было и пяти. Яркая книга в твердом переплете до сих пор лежит в закромах домашней библиотеки. Сейчас эта книга вся переклеена скотчем и едва ли не затерта до дыр, потому что я читала ее от корки до корки десятки раз. Почти каждый день я, маленький ребенок, разглядывала картинки и смеялась над убегающей Мишкиной кашей или над тем, как непослушный мальчик посыпал ледяную горку песком назло веселым ребятам. Рассказы Носова научили многому: дружбе, честности, пониманию. Забавные истории несли в себе сокровенный смысл, но написаны они настолько легко и непринужденно, что читать эту книжку хотелось все чаще. Я с радостью прочитала бы сборник рассказов Носова еще раз. Обязательно это сделаю и вновь погружусь в детство, как только вернусь домой из взрослой жизни…

Ариша, 6 лет:

— Я люблю книжки, особенно цветные и с картинками! Читаю их сама, по слогам, этому меня научили папа и мама. Правда, иногда ждать конца истории очень долго, а знать, чем она закончилась, хочется уже сейчас. Бывает иногда книжка неинтересная, тогда я просто сама придумываю продолжение. Рассказываю его вслух маме и папе и бегу играть или загадываю им загадки, которые тоже сама придумываю. Загадки трудные – не все их могут отгадать!
Когда я пойду в школу, у меня будут учебники. Мне кажется, их интересно будет читать, ведь в них много знаний. А пока я хожу в садик, там у меня есть прописи, тоже очень интересные. Я уже сказала маме, какие прописи мне нужны будут, когда эти закончатся – не терпится заглянуть в новые!
Из всех моих книжек я больше всего люблю азбуку и сказку «Семеро козлят». В азбуке смешные стишки, и они объясняют про каждую букву. А в сказке мама и её дети обхитрили злого волка. Так ему и надо!

Андрей Щепин, ТЧ-6:

— Мне кажется, что читать нужно, и читаю я постоянно. Недавно прочитал книгу, которая произвела впечатление, – «Черные бушлаты». События происходят во время Великой Отечественной войны. Туда попадает главный герой – инструктор спецназа, участник чеченских событий. Конечно, сюжет не новый, но интересно поведение современника в необычной ситуации и кодекс чести настоящего человека. Вообще я люблю книги о войне, фантастику, что-то про параллельные вселенные. А вот детективы – это не мое. Раньше покупал книги в магазине, даже ездил за ними в Иркутск. Сейчас любую книгу можно скачать в интернете. Если кто-то говорит, что нет времени на чтение, неправда. Времени полно: часто приходится что-то и кого-то ждать – можно почитать и через телефон, современные гаджеты помогают приобщиться к книге; опять же перед сном есть возможность прочитать страниц 20-30. Если любишь читать, то и настраиваться на чтение особо не надо, буквально 1-2 страницы, и настроение меняется: ты настраиваешься на то, о чем читаешь. Особый настрой нужен, когда ты берешь учебную литературу или какую-нибудь очень серьезную, когда автор хочет, чтобы ты принял его мнение, и надо быть готовым с ним поспорить.
Есть книга, которую я очень люблю и прочитал ее не раз и не два еще в армии – «Ведун» Александра Прозорова. Помню, что читал и в наряде, и на отдыхе. Вот сейчас говорю о ней и вновь хочу перечитать. Книга достойная, их уже целая серия, а если бы еще фильм по ней снять, с удовольствием бы посмотрел. И все же каждый режиссер своего чтения и представляет обложку и события по-своему. Поэтому, наверное, в будущем более самостоятельные и свободные в своем мышлении люди, будут читать, а не стремиться к видеосюжетам.

Светлана, преподаватель музыкальной школы:

— Сейчас, к стыду своему, я читаю мало, ведь много работы, хотя это, конечно, отговорки. Нужно читать: брать книгу и находить хотя бы по полчаса в день на чтение!
В детстве я читала много, прочла все книги Николая Носова, очень нравилась мне сказка «Медной горы хозяйка» Павла Бажова. Где-то до 5 класса прочла немало детских книг, а потом в школьной программе появилось много классики, и детские книжки пришлось забросить. Вообще я считаю, что для понимания классической литературы нужно иметь более взрослое сознание. В школе же мы читали ее, потому что так было нужно, но мало кто понимал смысл.
«Идиот» Достоевского, пожалуй, одна из тех книг, что произвела на меня большое впечатление. Образ князя Мышкина – это образ человека верующего, христианина, который всех прощает, всё терпит. Мне кажется, это удивительный персонаж. Когда читала роман, думала: вот как можно было такое простить? Знаю, что надо, но как? А он прощал. Это вызывало во мне противоречивые чувства. Хотелось бы брать с такого персонажа пример, но не всегда получается действовать, как он. В молодости я часто думала, что в некоторых ситуациях Лев Николаевич Мышкин должен был поступать жёстче, а сейчас, когда я стала больше внимания уделять вере, я понимаю, что он поступал правильно. С возрастом приходит мудрость и на знакомые истории и их героев смотришь совсем по-другому.
Сейчас я много времени уделяю Библии – книге книг. В ней сокрыта большая мудрость, всё, что Бог заповедовал нам для того, чтобы мы жили долго и счастливо и ни в чём не нуждались. Это путеводитель по жизни: если не хочешь наступить на грабли – поступай как сказано. Это древняя книга, но то, что в ней написано, до сих пор актуально. Проходят века, сменяют друг друга цивилизации, но, как и столетия спустя, ты можешь открыть Библию и найти ответы на свои вопросы. И это работает! Сохраняет тебе нервы, силы, дарит душевное спокойствие.

Галина Викторовна Шеина, главный библиотекарь:

— Не согласна с мнением, что читают сейчас меньше. Например, последние несколько лет в детскую библиотеку ходит все больше детей. Причем многие идут вместе с родителями, которые заинтересованны, чтобы их ребенок читал. Берут в основном как проверенные временем произведения советских писателей – Драгунского, Носова, так и классику 19 и 20 вв. Большой спрос и на современных авторов, например Усачева, но, к сожалению, у нас пока на всех желающих не хватает современных произведений. Но выручают читателей электронные книги, и каждый всегда найдет свою среди бумажных или электронных изданий. Как и во все времена, с удовольствием читают дети примерно до 5 класса. Они взрослеют, появляются другие интересы, но потом они возвращаются к книгам. В старших классах они читают программные произведения и любят фэнтези.
У взрослых свои предпочтения. Многие произведения, перечитывая, воспринимаешь по-другому, открываешь для себя по-новому. Сейчас я с удовольствием перечитываю наших классиков: Толстого, его воспоминания, Аксакова. Интересно, как люди жили, воспитывали детей. Семейные и нравственные ценности вечные, как и чувства: любовь, обида, радость. Пушкин сумел сказать об этом лучше всех. И практически ничего не меняется, только формы другие, а суть остается прежней. И чем раньше детям откроется феномен книги, тем лучше. Сейчас даже будущим мамам советуют читать вслух для своего ребенка.
Я считаю, что чтение никогда не умрет и бумажная книга будет существовать наряду с электронной.

Помня о том, что книги как парашюты:
не принесут никакой пользы, пока они закрыты,
 опрос провели Олеся КУРИГАНОВА и Людмила ГЛАДЫШЕВА.

 

Метки:

Комментарии закрыты.