Горшечник и глина

Изящные сосуды иссиня-черного цвета, рыжие глиняные вазочки, крынки, тарелочки, чайнички, покрытые разноцветной глазурью фигурки животных и птиц очаровывают с первого взгляда и прикосновения. А еще изделия из дерева, такого теплого и пластичного кедра, завораживают игрой форм, вызывая неизменную улыбку на лицах посетителей. Так хочется гладить шероховатые и лощеные бока изделий, любоваться ими и восхищаться Мастером.

В гостях у Байкальского историко-художественного музея побывал Александр Николаевич Альхименко из Утулика, щедро предоставив из своих сокровищ на обозрение керамику из красно- и чернолощеной глины. Утулик давно преподносит сюрпризы, взращивая в своих недрах людей неординарных, талантливых, искусных. Сколько художников, поэтов, музыкантов появилось там, и вот еще одно открытие!
Александр Николаевич шесть лет назад перебрался из холодной Якутии на Байкал, обосновался здесь вместе с женой Людмилой Петровной Ветошкиной и занялся тем, чем давно уже мечтал заняться на пенсии. По специальности он программист, работал на Крайнем Севере в должности начальника отдела. Признается, что через его руки прошла не одна тысяча так надоевших ему компьютеров, а хотелось иметь дело с более одушевленным материалом. Попробовать лепить надоумила внучка, проявив интерес к этому виду творчества. Но втянулся дед. Полтора года ушло на постижение премудрости этого ремесла (Googl в помощь!) и столько же на практику. Но результат превзошел самые смелые ожидания.

Присутствовавшие на открытии выставки преподаватели школы искусств, тоже практикующие глиняные изделия, высоко оценили творчество коллеги-самоучки. И даже готовы поучиться у него вместе с детьми тонкостям черного лощения. Этот вид керамики весьма сложен в изготовлении. Надо сказать, что печь для обжига Александр Николаевич тоже смастерил сам. При получении черной керамики в печи происходят сложнейшие химические процессы, в результате которых окись железа превращается в закись и передает глине эффектный черно-металлический блеск. А еще нужен густой черный дым, для чего используют ненужное тряпье, смолянистые веточки или свежий навоз. Из-за такого почти мифического священнодействия в старину синюшной утвари приписывались мистические свойства и даже называли ее «ведьминой посудой». Мастеров по чернолощеной керамике и сегодня можно по пальцам пересчитать.
Гости не уставали задавать вопросы мастеру и не переставали удивляться тому, на что способен человек увлеченный. Живой и открытый диалог, в котором Александр Николаевич ничуть не скрывал свои секреты, оставил самые теплые впечатления о нем самом как о светлом и очень искреннем человеке. Мы очень рады, что в Утулике живет и творит уникальный талант!

Альбина ЕРГИНА

 

 

 

Комментарии закрыты.